Президент пообещал бесплатный интернет. Что в этом вызывает вопросы?
15 января Владимир Путин обратился к Федеральному собранию. Помимо конституционных и социальных реформ он предложил ввести проект «Доступного интернета» — сделать бесплатными некоторые «социально-значимые интернет-сервисы».
Чиновники предложение уже одобрили. Рассказываем, чего ждать от доступного интернета и какие вопросы вызывает у нас этот проект.
Что за «Доступный интернет»?
Путин предложил сделать бесплатными ряд социально-значимых сервисов. То есть у гражданина должен быть к ним доступ, даже если деньги на счёте закончились либо их никогда и не было. Например, вы забыли оплатить онлайн — но какие-нибудь Госуслуги и правительственные сайты будут всё так же открываться. Предполагается, что бесплатный доступ будет возможен как с мобильного, так и с десктопа.
Инициативу уже широко поддержали: от разного рода чиновников до провайдеров. «В любой жизненной ситуации человек должен иметь право воспользоваться социальной или государственной услугой в онлайн-режиме. Это касается, например, портала госуслуг или сайтов государственных органов, служб социальной защиты, медицинских организаций и так далее», — приводит РБК слова представителя «Ростелекома».
Отмечается, что технически это сделать несложно: провайдеры давно научились оставлять открытый доступ для своего сайта, чтобы клиенты могли оплатить связь. «Когда у вас заканчиваются деньги на подключение к интернету, вам блокируют доступ, однако на сайт оператора вы можете зайти и оплатить. Кроме этого сайта у вас будет перечень сайтов, которые определит правительство. Эти сайты в основном будут те, которые обеспечивают госуслуги, являются точками контакта гражданина и госсервисов»,— цитирует «Коммерсантъ» интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева.
Идея хорошая, но есть один нюанс — всё очень зависит от того, какие ресурсы в итоге попадут в бесплатный список. И здесь начинаются вопросы.
Одним — бесплатно, другим — дороже
Пока никто не знает, какие сетевые ресурсы войдут в перечень «социально-значимых сервисов». Есть предположение, что это будет несколько государственных сервисов вроде Госуслуг. При этом Владимир Зыков, директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров, считает иначе.
Согласно его мнению, в списке будет 15-20 названий, в том числе — сервисы «Яндекса» и Mail.ru, мессенджеры ICQ и «Там-Там», плюс «Сбербанк. Онлайн» и несколько государственных СМИ. А это уже совсем другая картина. Если к порталам вроде Госуслуг действительно добавят российские соцсети и мессенджеры, некоторые наши сограждане могут просто перестать платить за интернет. Зачем, если и так всё есть? Без Facebook прожить можно, особенно если за пользование просят 300-600 рублей.
Тут возникает проблема: за счёт чего операторы и провайдеры связи будут возмещать образовавшиеся расходы и выпадающие доходы? Ведь они не только лишатся части клиентов, но ещё и придётся обеспечивать бесплатный трафик. Да и миллионные затраты на оборудование для закона Яровой никто не отменял — в последние годы всякие «Билайны» и «Дом.ру» только и делают, что вливают деньги. Поэтому зарабатывать им надо — на тех, кто готов платить за доступ к YouTube больше 500 рублей.
В итоге операторам придётся значительно поднимать цены на тарифы. То есть бесплатный доступ фактически станут оплачивать другие пользователи — те, кому недостаточно «социально-значимых сервисов».
Повышение тарифов значительно увеличит разрыв между обеспеченными и небогатыми россиянами. Первые не станут отказываться от западного сегмента глобальной паутины, пользуясь всеми его благами. Вторым достанутся лишь бесплатные отечественные аналоги. Ведь за доступ ко всяким «твичам» и «гуглам» придётся платить, причём потенциально больше, чем сейчас.
Впрочем, есть разные опции. Тот же Владимир Зыков отмечает, что провайдеры вольны ограничивать бесплатные ресурсы лимитами скорости. То есть открыть страницу в Госуслугах соединения хватит, а вот на видео в «Одноклассниках» — уже нет. Будет проще заплатить несколько сотен рублей, чем ждать часами, пока ролик загрузится. Есть и другой вариант: государство возьмёт часть расходов на себя и будет субсидировать провайдеров.
Проект дотянется не до всех
Суть «Доступного интернета» в том, чтобы любой россиянин мог воспользоваться как минимум государственными онлайн-сервисами. Это хорошая инициатива — но не для всех: у некоторых жителей РФ физически нет доступа к сети. Вы наверняка знаете такие места: стоит отъехать на сотню километров от приличного города, как перестаёт ловить даже мобильная связь, не то что 3G. А вокруг — несколько посёлков с населением в тысячи человек. И это не говоря о каких-нибудь заповедных местах в Сибири или на Дальнем Востоке. Конечно, над цифроизацией подобных мест работают. В российские деревни проводят бесплатный Wi-Fi, однако есть он далеко не везде. И не у всех имеется смартфон или ноутбук, чтобы к этому Wi-Fi подключиться.
Несмотря на все усилия Ростелекома по устранению цифрового неравенства, в стране до сих пор около 24 миллионов человек не пользуются интернетом. Причём 11% из них заявили — не ходят в сеть лишь потому, что технически не могут в неё попасть. А это 2,5 миллиона человек, у которых нет либо точки доступа, либо соответствующего гаджета, либо того и другого. Бесплатные Госуслуги тут ничем не помогут: чтобы в каждом уголке РФ работали «Одноклассники», нужны колоссальные вливания в инфраструктуру. Экономически они не отобьются никогда.
Сам по себе проект президента — инициатива безусловно хорошая. Вопрос в том, как его реализуют. Если список бесплатных ресурсов ограничится десятком государственных страниц, на которые мы заходим не так часто, то провайдеры понесут небольшой урон. Но если в подобный пакет включат сервисы, которыми мы пользуемся каждым день… есть все шансы, что из-за бесплатного интернета платный станет заметно дороже.
Отзывы