Постучал в дверь коллектор – добра не жди. Будут угрожать и шантажировать...
Могут избить должника в собственной квартире на глазах у домочадцев – именно так представляют себе коллекторов большинство жителей России. И хотя подобных историй все меньше, но именно они создают портрет "типичного взыскателя долгов".
Попробуй не поверь в реальность, когда на нее, артистку пермского театра оперы и балета, среди бела дня набросился громила и начал требовать вернуть долг. Самое невероятное, что бедную Валерию Лебедеву избили по ошибке, перепутав с другой женщиной. Изверг-вышибала все-таки предстал перед судом. Правда, накажут его всего лишь по административке. Ведь он не хулиган какой-то, а коллектор.
На фоне всенародной ненависти новость о возможном привлечении коллекторов к работе с неплательщиками за услуги ЖКХ восприняли с тревогой. Минюст, автор соответствующего законопроекта, поспешил уточнить: идею о привлечении коллекторов внесло бизнес-сообщество. Предложение будет рассмотрено наравне с другими идеями.
Вытрясут коллекторы долги за услуги ЖКХ или нет – большой вопрос. Но вот доверие к госинститутам могут подорвать. Ведь, по сути, агентства по взысканию официально наделят полномочиями "выбивать" и "запугивать".
В Госдуме переполох. Коллекторы! Эти нахрапистые парни до смерти перепугают население, а суды захлестнет волна исков.
"Это не благо, потому что методы работы коллекторов известны и, очевидно, возрастет социальная напряженность. И так есть проблемы у людей, связанные с взаимоотношениями с управляющими компаниями, которые зачастую работают не очень эффективно, но требуют оплаты за жилищно-коммунальные услуги", – считает депутат Анатолий Аксаков.
Но вот беда – наши управляющие компании часто ведут себя похлеще коллекторов. Те хотя бы стучат в дверь или звонят по телефону. А вот продавцы коммунальных услуг из Первоуральска без объявления войны оставили семью Скоробогатовых жить при свечах. Причем за электричество семья платит исправно. Долг 20 тысяч – за капремонт. Счета просто не приходили. Но концов теперь не найти.
Впрочем, уральцев футболят по кабинетам тоже не от хорошей жизни. Долг за услуги ЖКХ в масштабах страны настолько велик, что вот-вот похоронит под собой всю отрасль.
"У нас многомиллиардные долги по ЖКХ, это 750 миллиардов рублей, это очень большое количество денег, очень большое количество долгов. Из-за их наличия сыпятся очень многие процессы, связанные с энергетикой и обслуживанием, рушатся управляющие компании, много чего происходит", – говорят в ОНФ.
По некоторым оценкам, за коммуналку не платят 30 миллионов наших сограждан. Неимущих среди них единицы – чаще всего потерявшие работу или оказавшиеся должниками поневоле, как Наталья Федорова из Новороссийска. Судебные приставы по ошибке повесили на нее задолженность однофамилицы. Теперь даже на продукты с трудом хватает.
Злостные неплательщики – люди зачастую обеспеченные. Отдельные робин гуды от ЖКХ стали в своих регионах звездами коммунального сопротивления. В Подмосковье это братья Барсуковы.
"Мы сейчас стоим у подъезда двух известных должников, один из которых долгое время работал в полиции начальником уголовного розыска. Это Дмитрий и Александр Барсуковы. Их долги уже подошли к полумиллиону", – говорит журналист, блогер Андрей Трофимов.
"У меня имеется карточка расчетов по квартире, которая принадлежит Барсукову. По состоянию на 1 января 2019 года задолженность его составляла 71 тысячу рублей, по состоянию на 31 января задолженность более 150 тысяч. Это только по одной управляющей компании", – отмечает он.
В Нижнем Новгороде – свои герои. Нехорошей квартире № 155 даже посвятили бегущую строку над подъездом. Но должник не дрогнул: 10 лет не платил по счетам, так что теперь, на 11-й начинать? Недостачу покрывают добросовестные плательщики – соседи.
Справиться с наглецами по силам как раз коллекторам. Пережив период бандитского накопления капитала, крупные агентства превратились в солидные предприятия с международным капиталом. И не скрывают своего интереса к коммунальному долгу.
"Если брать именно нашу компанию, я думаю, что процентов 10-15 мы можем спокойно забрать на себя. Может быть, даже 20, в данном случае, я вам так скажу, если брать процент населения, то это где-то около 30 миллионов людей, которые сейчас должны государству по ЖКХ", – говорит гендиректор агентства Антон Дмитраков.
Врываться в квартиры должников – давно не их стиль. Специалистов кол-центров натаскивают не запугивать, а искать источник дохода, чтобы выпутаться из тяжелой ситуации.
Впрочем, как бы коллекторы ни рядились в костюмы-тройки, их цель останется прежней – заставить клиента расплатиться. Закон, регламентирующий их методы, суров. Вот и перешли от физического насилия к психологическому. Мы убедились в этом сами, когда со скрытой камерой отправились на переговоры с коллекторами.
"Деньги можно взыскивать по-разному, можно прийти вывести его на улицу – дать два раза по печени, сказать, что "должен", так он сразу побежит в милицию скажет: "Я взял в микрофинансовой организации деньги, и вот мне угрожают". Вы скажете: "А я заключили договор с коллекторским агентством "Сармат", можно и так работать", но, поверьте мне, мы работаем только в правовом поле", – сказали журналистам.
И правда, какой толк вот от таких поквартирных обходов. Представители этого ТСЖ в Рязани исправно совершают их раз в месяц. Долг всего дома уже вырос до 2,5 миллиона рублей. Но звать на помощь коллекторов здесь побаиваются. Репутация, заработанная полукриминальными ухватками в нулевые, увы, непобедима.
Вот и сейчас у интеллигентных вроде специалистов по взысканиям нет-нет да возникнет желание как бы в шутку показать должнику до боли знакомый инструмент убеждения. Противники коллекторов – те, кто годами собирал лайки советами по противоборству с ними.
Так что пока коммунальщики по-прежнему будут взывать к совести должника. А поставщики ресурсов просто учтут 30 миллионов неплательщиков в своих тарифах. Честные ругнутся, увидев возросший счет за услуги ЖКХ, и заплатят. Ведь оплачиваем же мы расходы на магазинных воришек, заложенные в ценах каждого товара в супермаркете.
Отзывы