На фарфоровой фабрике Гарднера в Вербилках были выполнены статуэтки серии «Народы России».
Так, в 1772-м году в ознаменование дружественного альянса с Россией, прусский король Фридрих II подарил Екатерине II фарфоровое настольное украшение «Десерт-Триумф», представлявшее собой фигуру царицы в окружении подданных разных народностей и пленных турок. Идея фарфорового народа подтолкнула Екатерину II к созданию собственной серии. В 1780-90-е годы под руководством скульптора Жана-Доминика Рошетта на Императорском фарфоровом заводе была выпущена серия статуэток, ставшая, по выражению И.С.Лукаша, «матерью фарфорового народа». Скульптуры стали объемными копиями рисунков из труда этнографа И.-Г. Георги «Описание обитающих в Российском государстве народов, а также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достойнопамятностей».
В 1862 году в 1000-летний юбилей России Императорским Русским географическим обществом было был издан научный очерк Федора Христиановича Паули «Этнографическое описание народов России». Это был объемный том большого формата, содержащий текст не только с описанием народностей, картами их проживания и статистическими таблицами, но и с красочными иллюстрациями, выполненными в технике литографии. 63 рисунка для книги, сделаные с натуры, достаточно точно демонстрировали костюм и быт жителей России середины XIX века.
Спустя почти 10 лет на фарфоровой фабрике Гарднера в Вербилках по цветным литографиям из книги Федора Паули были выполнены статуэтки, положившие начало серии «Народы России». Проработка мелких деталей одежды и предметов, красочность и живость персонажей, выполненных в технике бисквит, делают эту серию прекрасным источником информации по этнографии и истории костюма.
Серия была достаточно популярной, чтобы Матвей Сидорович Кузнецов, выкупивший фабрику в 1892 году, продолжил ее выпуск. А отдельные фигурки продолжали изготавливаться на заводе вплоть до 1930-х годов. Точное количество статуэток в серии неизвестно, но исследователи приходят к выводу, что было выпущено не менее 48 фигурок.
по материалу Талдомского музея
Отзывы