Мечтой построить корабль, который мог бы не только плавать, но и летать над водой и сушей, человечество жило несколько столетий.
Сегодня имя Ростислава Алексеева редко вспоминают. Между тем именно ему мы обязаны появлением быстроходных судов на подводных крыльях (СПК) — «Ракет», «Комет» и «Метеоров», без которых теперь невозможно представить ни одну полноводную реку в нашей стране.
Но даже у «Метеоров» и «Комет» был предел быстроходности: когда они разгонялись примерно до 100 км/ч, управляемость судов снижалась, а металл начинал разрушаться. Алексееву же такой скорости было мало. Решить проблему можно было только одним способом — поднять суда над водой. Так родилась идея экраноплана.
В 1961 году Алексеев сумел убедить руководство СССР, что экранопланы могут стать перспективным вооружением. Проект получил одобрение, но работы, разумеется, засекретили — в правительственных документах новый вид транспорта называли «высокоскоростными кораблями специального назначения».
Экраноплан — транспортное средство, движущееся на сверхмалых высотах. Удерживающий судно слой сжатого воздуха между крылом и отражающей поверхностью возникает за счёт набегающего потока при движении (так называемый эффект экрана).
Первый опытный образец тяжёлого экраноплана Алексеев и его соратники спустили на воду в июне 1966 года. Назывался он просто — «Корабль-макет» (КМ), и на тот момент это был крупнейший летательный аппарат на планете. Испытания, проводившиеся в Каспийском море в течение следующих 13 лет, не остались незамеченными для иностранных спецслужб. На Западе судно прозвали «Каспийским монстром».
«Каспийский монстр», а также созданный чуть позднее «Орлёнок» послужили основой для разработки, пожалуй, самого известного экраноплана в истории — ракетоносца «Лунь».
Отзывы