Несколько американских фильмов, которые провалились в США, но стали хитами в СССР
На американском кинорынке очень часто терпели крах фильмы, которые явно этого не заслуживали.
Причин провала много: сумасшедшая конкуренция, негативный фон при съемках фильма, проблемы с продвижением, пресыщение аудитории и т.д. Советский зритель не был избалован жанровым кино (да и литературой, кстати, тоже). Да, у нас был свой прекрасный кинематограф, но вот только качественные жанровые остросюжетные фильмы всегда были в дефиците. Если с приключенческим кино и комедиями ситуация еще обстояла более-менее сносно, то о существовании боевиков, фильмов ужасов и триллеров советские зрители только догадывались. Да, порой на экраны выходили такие фильмы, как «Вий», но это было, скорее, исключение из правил.
Таким образом, сегмент жанрового кино приходилось заполнять западной кинопродукцией. Чиновники советского Минкульта не хотели и не могли тратить миллионы долларов на актуальные блокбастеры (да еще и не факт, что голливудские студии продали бы «этим коммунистам» свои шедевры). А вот провалившийся в прокате, уничтоженный критиками, проигнорированный зрителями неликвид - всегда пожалуйста. И СССР покупал такие фильмы за относительно небольшие деньги.
И кинонеудачники получали вторую жизнь. Вот только не в США, где были созданы, а в Советском Союзе. И многие эти фильмы становились в нашей стране стопроцентными хитами, их смотрели миллионы зрителей, причем не по одному разу!
«Золото Маккенны» (1969)
Остается только догадываться, почему провалился в американском прокате великолепный вестерн по классическому роману Уилла Генри с целой плеядой выдающихся актеров. Грегори Пек, Омар Шариф, Тед Кэссиди, Камилла Спарв, Джули Ньюмар - таким актерским составом гордился бы любой блокбастер!
Захватывающую историю о поисках легендарного золота Адамса в США посмотрело не больше 1 млн. человек. И этот провал дал шанс советским зрителям.
В 1973 году «Золото Маккенны» показали вне конкурса на Московском международном кинофестивале. Картина крайне заинтересовала советских чиновников и была куплена у студии Columbia Pictures за символические по меркам Голливуда деньги.
В СССР фильм ждал подлинный триумф. Лишь за одно лето 1974 года фильм посмотрело более 63 млн. человек! Успех фильма стал возможен, в том числе, благодаря великолепному дубляжу студии «Мосфильм». В частности, была создана русская версия заглавной песни фильма «Старый гриф-стервятник» в исполнении Валерия Ободзинского. Композиция стала настоящим хитом.
- Вновь, вновь золото манит нас,
- Вновь, вновь золото как всегда обманет нас!
«Филадельфийский эксперимент» (1984)
Фантастический фильм, в основу которого легла легенда об эксперименте американских военных в результате которого 28 октября 1943 года исчез, а затем появился в другой части страны эсминец ВМС США «Элдридж».
Снятый режиссером Стюартом Рэффилом фильм рассказывает о двух матросах - Дэвиде и Джиме - которые в результате Филадельфийского эксперимента оказываются переброшены во времени - из 1943 года в 1984-й.
Небольшая студия New World Pictures затянула с выходом фильма. В результате «Эксперимент» оказался на экранах лишь в 1985 году, угодив под каток вышедшей в то же время первой части «Назад в будущее». Разумеется, у фильма маленькой студии не было никаких шансов: «Филадельфийский эксперимент» с треском провалился.
Но звездный час у фильма все-таки настал. В конце 80-х ленту привезли в СССР, где она, сменив название на «Секретный эксперимент», с триумфом прошлась по кинотеатрам.
«Лихорадка на белой полосе» (1975)
А этот фильм, не снискавший славы за океаном, стал в СССР по-настоящему культовым. Мощнейший по своему драматизму боевик Джонатана Каплана был показан в советских кинотеатрах в 1977 году, и стал настоящим потрясением для зрителей.
История ветерана войны во Вьетнаме, ставшего на гражданке дальнобойщиком и вынужденного вступить в смертельный поединок с коррумпированными чиновниками и мафией, не оставила равнодушным никого.
«Лихорадка на белой полосе» - поразительный фильм о мужестве, чести, отваге и о любви.
«День дельфина» (1973)
Еще один фильм, который оказался не интересен американским зрителям, тогда как в СССР в 1975 году его посмотрели 26,2 млн. зрителей.
«День дельфина» - это свободная экранизация научно-фантастического романа «Разумное животное» Роберта Мерля, известного любителям фантастики по постапокалиптическому роману «Мальвиль».
Фильм начал снимать Роман Полански, однако после убийства его супруги Шэрон Тейт, режиссер был вынужден оставить проект. Доснимал ленту Майк Николс.
В «Дне дельфина» рассказана история доктора Тарелла - ученого, основавшего на небольшом острове Центр морской биологии. Подопечными Тарелла являются дельфины-афалины. Ученый пытается установить с животными контакт. В результате один из дельфинов начинает понимать Тарелла и даже общаться с ним.
Вскоре доктор выясняет, что спонсоры его Центра дали деньги вовсе не для научных целей. Они собираются убить президента США, взорвав его яхту при помощи разумного дельфина. Тарелл вступает в неравную схватку с террористами - за своего президента, за свою страну, за свою честь и за своих животных.
«Каскадеры» (1977)
Детективная драма «Каскадеры» вышла на американские экраны в 1977 году, но заинтересовать зрителей не смогла, несмотря на свое высочайшее качество. В 1979 году до этой ленты режиссера Марка Л. Лестера добрались вездесущие чиновники Минкультуры СССР, и фильм появился на советских экранах.
Главный герой фильма - каскадер Глен, младший брат которого погиб на съемочной площадке при исполнении трюка. Глен убежден, что гибель брата была не случайной. Сомнения мужчины усиливаются, когда на съемках начинают гибнуть и другие его коллеги.
Никто не ожидал, что «Каскадеры» станут в Союзе настоящим хитом, побив все рекорды сборов. 41,9 млн. человек! Если бы столько зрителей посмотрели «Каскадеров» в США, фильм конкурировал бы с абсолютным лидером американского проката 1977 года - «Лихорадкой субботнего вечера».
«Конвой» (1978)
Снятый в 1978 году «Конвой» с треском провалился в США, да и во всем мире. До СССР лента с кантри-музыкантом Крисом Кристоферсоном в главной роли добралась только в 1985 году.
В фильме рассказывалась история конфликта водителей-дальнобойщиков с шерифом одного из штатов. Злобный шериф всячески нарушал права простых работяг, штрафовал их даже за незначительные нарушения. В результате водители объединились в Конвой - колонну грузовиков. Конвой отправился по стране, протестуя против произвола. К дальнобойщикам присоединялись все новые и новые водители, в результате чего колонна растянулась на много километров и стала нести реальную угрозу не только шерифу, но и губернатору штата.
Советским зрителям «Конвой» неожиданно понравился. Фильм посмотрело больше 35 миллионов человек: о таком результате на Западе создатели ленты могли только мечтать.
«Враг мой» (1985)
Великолепный фантастический фильм режиссера Вольфганга Петерсена, снятый по одноименной повести Барри Лонгиера. В главных ролях снялись отличные актеры Дэннис Куэйд и Луис Госсет.
«Враг мой» - это образец подлинно гуманистической фантастики. По сюжету картины пилот-землянин Уиллис Дэвидж, вступив в воздушный поединок с инопланетянином, вынужден совершить аварийную посадку на необитаемой планете. Впоследствии оказывается, что его инопланетный враг выжил - его корабль рухнул в болото. Чтобы выжить на полной смертельных опасностей планете, двум заклятым врагам придется действовать сообща.
В США «Враг мой» провалился, а вот в СССР его ждал триумф - фильм посмотрело больше 25 млн. зрителей. Впрочем, впоследствии «Враг мой» оценили и американцы: в наше время этот фильм считается в США своего рода классикой.
«Кинг-Конг жив» (1986)
Продолжение оригинальной ленты «Кинг-Конг» 1976 года с треском провалилось в американском прокате. Фильм посмотрело немногим более одного миллиона человек. Не помогла ни популярная тема, ни наличие в главной роли молодой Линды Хэмилтон, уже познавшей вкус славы с первым «Терминатором».
Кто бы мог подумать, но, попав в СССР, приключения гигантской гориллы и симпатичной блондинки-ученого, вызвали у советских граждан небывалый интерес. 52 миллиона зрителей! Даже «Конвою» и «Враг мой» такие цифры не снились! Если бы «Кинг-конг жив» собрал столько зрителей в современной России, его создатели получили бы астрономическую сумму. Однако, в те годы действовала иная система, и американская сторона получила от СССР единовременную относительно небольшую выплату.
«Смерть среди айсбергов» (1977)
В 1975 году американский кинопрокат взорвал фильм Стивена Спилберга «Челюсти». В 1982 году, когда шумиха вокруг картины утихла, советские чиновники сделали попытку приобрести ее для отечественных зрителей. Однако американцы заломили непомерную сумму.
В результате Минкультуры СССР обратило внимание на ленту 1976 года «Смерть среди айсбергов» с Ричардом Харрисом и Шарлотой Рэмпинг, снятую в США на волне интереса к «Челюстям». По своей структуре и атмосфере фильм похож на детище Спилберга, вот только убийцей в «Айсбергах» является не белая акула, а кит-косатка.
Советский зритель принял ленту на ура. Историю о том, как косатка жестоко отомстила людям за убийство сородичей, посмотрели в СССР больше 33 миллионов зрителей.
Разумеется, нигде в мире «Смерть среди айсбергов» больше не имел такого успеха, так как жители других стран имели возможность посмотреть «Челюсти».
«Генералы песчаных карьеров» (1971)
Пожалуй, наиболее хрестоматийный пример. Фильм Холла Барлетта по роману Жоржи Амаду «Капитаны песка» абсолютно никого не заинтересовал не только в Америке, но и во всем мире, а вот выйдя в широкий прокат в 1973 году в СССР, «Генералы» стали стопроцентным хитом. Фильм посмотрели 43,2 миллиона человек, а пресса называла его лучшим иностранным фильмом года.
Грустная история беспризорников, скитающихся по просторам Южной Америки, нашла отклик в сердцах советских людей. И почему-то за это совсем не стыдно.
Порой интерес со стороны советских зрителей заставлял и американцев задуматься: а не пропустили ли мы шедевр? Так получилось с фильмом «Враг мой», который ныне считается культовым и у нас, и за океаном. Вот такие фильмы, никому не нужные в США, оказались как нельзя кстати в СССР. Нельзя не отметить, что чиновники советского Минкульта великолепно разбирались в кино!
Отзывы