Лучшие сериалы советской эпохи
Во времена СССР на нашем телевидении не существовало сериалов в современном понимании. Их чаще всего снимали не сезонами, а сразу целиком, и уже позже делили на серии.
По сути, большинство советских телефильмов были тем, что сейчас называют мини-сериалами: многосерийный проект, созданный для эфира, а не для больших экранов. Однако, если он оказывался популярным, его могли продолжить и снять новые части.
Место встречи изменить нельзя
(СССР, 1979 г.; криминал, драма, детектив; длительность: 5 серий; рейтинг: 8,9)
Отставной офицер разведки Владимир Шарапов после войны идёт служить в уголовный розыск под руководством капитана Жеглова. В первый же день ему приходится столкнуться со всеми сложностями новой работы. Теперь Жеглов и Шарапов должны расследовать убийство Ларисы Груздевой и вычислить банду грабителей «Чёрная кошка».
Этот мини-сериал — настоящая легенда. Во многом благодаря исполнителям главных ролей. Причём партийное руководство не очень хотело видеть в такой истории Владимира Высоцкого: у него была не лучшая репутация. Но авторы оригинальной книги «Эра милосердия» братья Вайнеры и режиссёр Станислав Говорухин были уверены, что он справится идеально. В результате для проб специально набрали актёров, которые проигрывали Высоцкому. Разумеется, в итоге взяли его.
Семнадцать мгновений весны
(СССР, 1973 г.; драма, военный; длительность: 12 серий; рейтинг: 8,9)
Легендарный сериал о советском разведчике Максиме Исаеве, внедрённом в высшие круги нацистской Германии под именем штандартенфюрера СС Штирлица. Накануне поражения фашистов он продолжает выполнять приказы центра, пресекая последние попытки врага спастись от возмездия.
В 2009 году вышла отреставрированная цветная версия этого сериала. Зрители восприняли её неоднозначно: с одной стороны, это позволило сделать картинку чётче и показать больше деталей. К тому же к перевыпуску обновили и звуковую дорожку — она стала более приятной для слуха. С другой стороны, подгоняя изображение под современный формат экрана 16 : 9, сильно урезали высоту кадра. Плюс к этому сократили часть сцен.
Но в любом случае классическая чёрно-белая версия никуда не исчезла.
Шерлок Холмс и доктор Ватсон
(СССР, 1980–1986 годы; детектив, драма; длительность: 5 фильмов (11 серий); рейтинг: 8,7)
Знаменитая экранизация произведений Артура Конана Дойла о великом сыщике Шерлоке Холмсе и его напарнике докторе Ватсоне. Вместе детективы расследуют самые запутанные дела: от нападения таинственной собаки Баскервилей до поимки величайшего злодея Мориарти.
Проект выходил в формате телефильмов, каждый из которых состоял из двух или трёх серий. Причём во многом авторы советской версии повторили судьбу самого Артура Конана Дойла, который хотел закончить историю Шерлока значительно раньше. К последнему фильму «Двадцатый век начинается» актёры уже устали от проекта, а Василий Ливанов и вовсе испортил отношения с режиссёром Масленниковым на долгие годы.
Но всё же зрители очень любят именно советскую версию, считая её одной из самых каноничных и захватывающих экранизаций книг о Шерлоке Холмсе.
В поисках капитана Гранта
(СССР, Болгария, 1986 г.; приключения; длительность: 7 серий; рейтинг: 8,3)
Лорд Гленарван и его жена Элен во время морского круиза находят бутылку с письмом. В бумаге капитан Грант и двое матросов, чудом спасшиеся после крушения корабля «Британия», просят о помощи. Гленарван и дети капитана отправляются в путешествие, пытаясь найти Гранта. Беда в том, что из координат им известна только широта.
В эту многосерийную версию известной истории помимо основного сюжета добавили ещё и линию, которая рассказывает об авторе книги «Дети капитана Гранта» Жюле Верне и о том, как в его голове рождался сюжет романа.
Гостья из будущего
(СССР, 1985 г.; фантастика, приключения; длительность: 5 серий; рейтинг: 8,3)
Мальчик Коля из шестого класса обычной советской школы пошёл за кефиром и обнаружил машину времени. В будущем ему удалось разрушить коварные планы космических пиратов, которые хотели похитить прибор для чтения мыслей миелофон. И теперь злодеи ищут Колю, вернувшегося в прошлое. А за ними следует Алиса Селезнёва.
Самая известная и удачная на сегодняшний день экранизация детской фантастики Кира Булычёва с живыми актёрами. В 1987 году вышел полнометражный фильм «Лиловый шар», где Алису снова сыграла Наташа Гусева. А спустя ещё год — «Остров ржавого генерала», там снялась новая актриса Катя Прижбиляк.
Д’Артаньян и три мушкетёра
(СССР, 1978 г.; исторический, приключения, музыкальный; длительность: 3 серии; рейтинг: 8,0)
Трёхсерийная советская экранизация книги Александра Дюма рассказывает о бедном, но гордом гасконце д’Артаньяне, который прибывает в Париж, желая вступить в ряды мушкетёров короля. Ему предстоит найти верных друзей и противостоять подлым врагам. А также ввязаться в интриги, от которых зависит судьба всей Франции.
Авторы экранизации, конечно, сильно изменили сюжет оригинала, сгладив провокационные темы Дюма. Но отличные актёры, песни и динамичный сюжет очень полюбились зрителям. И после первого фильма судьба экранных мушкетёров развивалась как в настоящем сериале.
Сначала вышел четырёхсерийный фильм «Мушкетёры двадцать лет спустя», затем два эпизода «Тайн королевы Анны». И ещё четыре серии под названием «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини» появились уже в двухтысячных. Но каждый следующий фильм принимали хуже предыдущего.
Тени исчезают в полдень
(СССР, 1970–1971 годы; драма; длительность: 7 серий; рейтинг: 7,9)
Далеко в тайге в небольшой деревне Зелёный Дол разворачиваются нешуточные страсти. Жителям приходится переживать те же события, что сотрясают всю огромную страну: гражданскую войну, модернизацию, выборы в Верховный Совет и, конечно же, лишения во время Великой Отечественной войны.
Изначально этот проект показывали в сокращённом варианте из четырёх серий. А в конце девяностых канал ОРТ решил поделить части на более короткие, и выпустил новую отреставрированную версию из 10 эпизодов.
Россия молодая
(СССР, 1981–1982 годы; исторический, драма; длительность: 9 серий; рейтинг: 7,9)
Мини-сериал, снятый по одноимённому роману Юрия Германа, рассказывает о России времён Петра Первого. Сюжет сосредоточен вокруг трёх главных персонажей: капитана-командора Сильвестра Иевлева, поручика таможенного войска Афанасия Крыкова и кормщика-помора Ивана Рябова. Они участвуют в строительстве российского флота, справляясь с жадностью и ленью чиновников, а потом помогают спасти страну от нападения шведов.
Хоть история и посвящена другим героям, многим зрителям особенно полюбился эмоциональный Пётр Первый, которого сыграл Дмитрий Золотухин.
Щит и меч
(СССР, 1968 г.; драма, военный; длительность: 4 серии; рейтинг: 7,8)
Советский разведчик Александр Белов в 1940 году выезжает в Германию под фальшивым именем. За несколько лет он достигает неплохих высот на службе в абвере и переводится в Берлин. Там он получает доступ к важной секретной информации.
Этот мини-сериал можно назвать предшественником «Семнадцати мгновений весны». Из-за успеха последнего его немного подзабыли, но отличные актёры и захватывающий сюжет делают киноисторию обязательной для просмотра.
Вечный зов
(СССР, 1973–1983 годы; драма; длительность: 19 серий; рейтинг: 7,8)
Сюжет рассказывает историю семьи Савельевых, выходцев из сибирского села. Их судьба неразрывно связана с главными и зачастую трагическими событиями в России с начала XX века и до шестидесятых годов.
Этот сериал основан на одноимённом романе Анатолия Иванова. Среди интересных фактов об этом произведении можно вспомнить и распространившийся в прессе, а потом и в интернете «План Даллеса», который на самом деле оказался мистификацией, а точнее — почти дословной цитатой из книги.
Адъютант его превосходительства
(СССР, 1969 г.; военный; длительность: 5 серий; рейтинг: 7,8)
Разведчик-чекист Павел Кольцов в 1919 году направлен со спецзаданием в добровольческую армию белогвардейцев. Он становится адъютантом командующего. Сюжет рассказывает не только о его тайной операции, но и о характере людей, живших в сложные времена гражданской войны.
Вариант «Омега»
(СССР, 1975 г.; драма, военный; длительность: 5 серий; рейтинг: 7,8)
Через два года после появления «Семнадцати мгновений весны» на экраны вышел ещё один мини-сериал о деятельности советских разведчиков. На сей раз сюжет рассказывает о Сергее Скорине, который под именем Пауля Кригера отправляется в занятый фашистами Таллин. Сергей должен внедриться в разведорганы фашистов, которые стремятся дезинформировать советские войска.
Кортик
(СССР, 1974 г.; детектив, приключения, семейный; длительность: 3 серии; рейтинг: 7,6)
В начале двадцатых в руки троих школьников попадает кортик, принадлежавший офицеру с подорванного линкора. Друзья при поддержке командира Красной Армии решают разобраться в тайне, связанной с этим оружием — ведь неслучайно его ищет бандит-белогвардеец.
Этот многосерийный фильм оказался очень популярен как среди детей, так и у взрослой аудитории. И поэтому впоследствии вышло два продолжения: «Бронзовая птица» и «Последнее лето детства». Каждое из них состояло из трёх серий.
Гардемарины, вперёд!
(СССР, 1988 г.; исторический, приключения; длительность: 4 серии; рейтинг: 7,6)
Середина восемнадцатого века. Трое молодых курсантов обучаются в навигацкой школе. Все они против воли оказываются втянутыми в дворцовые интриги, направленные на свержение императрицы.
«Гардемарины» явно снимались как ответ фильмам о трёх мушкетёрах. Но всё же авторам удалось не уйти в копирование, и история получилась не менее яркой и интересной. Вскоре вышло продолжение «Виват, гардемарины», а потом «Гардемарины-3». И даже начали снимать четвёртую часть.
Два капитана
(СССР, 1976 г.; приключения; длительность: 6 серий; рейтинг: 7,6)
Юный Саня Григорьев, страдающий немотой, находит в реке сумку с письмами участников пропавшей экспедиции. С ними и будет связана вся его дальнейшая жизнь. Он попытается найти следы исчезнувших героев и столкнётся с теми, кто виновен в их гибели.
Это вторая экранизация одноимённого романа Вениамина Каверина. В 1955 году произведение уже переносили на экраны в виде полнометражного фильма. Но в семидесятых историю расширили, превратив её в мини-сериал.
Следствие ведут Знатоки
(СССР, 1971–1989 годы; детектив, драма; длительность: 22 серии; рейтинг: 7,5)
Один из самых долгоиграющих и известных сериалов СССР рассказывает о трёх работниках московской милиции. Следователь Знаменский, инспектор уголовного розыска Томин и эксперт-криминалист Кибрит разбираются в запутанных делах, ловят фальшивомонетчиков и спекулянтов, а иногда даже сталкиваются с убийцами.
Всего вышло 22 эпизода классического сериала. А в 2002 году проект решили ненадолго возобновить и выпустили ещё две серии с подзаголовком «Десять лет спустя».
ТАСС уполномочен заявить…
(СССР, 1984 г.; детектив; длительность: 10 серий; рейтинг: 7,5)
Советские разведчики узнают, что в Москве появился агент ЦРУ. Он отправляет в Америку информацию, связанную с африканскими странами, в которых готовится военный переворот. Теперь от работы советских служб зависит судьба целого государства.
Государственная граница
(СССР, 1980–1988 годы; исторический, приключения; длительность: 8 фильмов (16 серий); рейтинг: 7,4)
Восемь фильмов, объединённых общей темой, рассказывают о различных периодах становления советской пограничной службы. Героям приходится пройти через гражданскую войну, столкнуться с басмачами в Азии и попасть под первый удар фашистов.
В 2013 году стартовало продолжение проекта, снятое студией «Беларусьфильм». Всего вышло четыре двухсерийные части, но особого успеха они не снискали.
Рождённая революцией
(СССР, 1974–1977 годы; приключения, детектив, исторический; длительность: 10 серий; рейтинг: 7,4)
Мини-сериал рассказывает о становлении советской милиции. Как и в «Государственной границе», действие растягивается на годы и показывает важные события в жизни страны. А в центре сюжета борьба уголовного розыска с преступностью.
Визит к Минотавру
(СССР, 1987 г.; детектив; длительность: 5 серий; рейтинг: 7,4)
В середине восьмидесятых в Москве похищают скрипку знаменитого мастера Антонио Страдивари. Параллельно сюжет рассказывает о жизни и работе самого Страдивари в Италии XVII века.
Отзывы