доллар -0.68 евро -0.51 юань -0.08 белорусский ₽ +0.11 гривен -0.02

Что мешает американским космонавтам выходить в открытый космос?

19.07.2021, 17:53

У NASA осталось всего 4 скафандра для выходов в космос, и всего двух размеров.

Оказывается, для выхода в космос необходимы не только знания, умения и смелость, но и возможность натянуть на себя скафандр размера M.

5 июня космонавты Шейн Кимбро и Томас Песке успешно провели почти семичасовой выход в открытый космос и установили солнечные батареи на Международной космической станции. Что нужно, чтобы надеть скафандр и отправиться на столь опасное задание? Удивительно, но одним из основных критериев (помимо нескольких лет подготовки) является размер тела.

Каждый костюм представляет собой космический корабль в форме человека с рюкзаком, в котором находится система жизнеобеспечения. Он сшит из многослойной герметичной ткани, а нижнее белье имеет контур, по которому циркулирует охлаждаемая вода.

При разработке этих скафандров в 1974 году NASA выбрало модульный подход при котором различные элементы (верхняя и нижняя часть скафандра, шлем и перчатки) могли заменяться, независимо от их размеров. В результате космонавты получили костюмы пяти размеров, от сверхмалых (extra small) до очень больших (extra large), и были рассчитаны на мужчин (женщины не имели права участвовать в программе подготовки космонавтов NASA до 1978 года).

Теперь перенесемся на 47 лет вперед — Кимбро и Песке были одеты в те же самые скафандры, несмотря на то, что срок их службы должен был составлять не более 15 лет.

Сегодня скафандры NASA больше похожи на остатки товаров в торговом центре. Из 18 костюмов, первоначально изготовленных по программе, осталось только четыре полных скафандра. Четыре были уничтожены во время взрывов кораблей «Челленджер» и «Колумбия», а остальные просто истрепались и их списали.

Это означает, что для выхода в открытый космос на МКС американский космонавт должен иметь один из двух оставшихся размеров: мужскому среднему или большому мужскому.

28aПервый полностью женский выход в открытый космос, запланированный на март 2019 года, пришлось отложить, потому что второго костюма среднего размера просто не было. Каким-то образом из «остатков в сумермаркете» был собран еще один костюм среднего размера, и 18 октября 2019 года астронавты Кристина Кох и Джессика Меир успешно совершили исторический выход в открытый космос.

Космос — суровое место. Скафандр обеспечивает защиту от радиации, перепадов температур (от минус 27 до плюс 120 градусов Цельсия) и мелких частиц мусора. Давление в скафандрах ниже, чем на МКС, и выходить сразу в открытый космос опасно. Чтобы избежать декомпрессионной болезни, перед выходом в открытый космос космонавты проводят ночь в воздушном шлюзе МКС. На это время давление там снижается, что помогает людям адаптироваться.

Несомненно, американские космонавты будут рады быстрее надеть новые космические скафандры NASA — «Исследовательский модуль для передвижения вне космического корабля» (Exploration extravehicular mobility unit, xEMU), которые в настоящее время разрабатываются для программы Artemis.

По материаламПМ